Город Брянск, Российская Федерация
Соглашение о взаимном сотрудничестве между городом Брянском Российской Федерации и городом Ижевском Удмуртской Республики Российской Федерации было подписано в городе Брянске 17 сентября 2012 года Главой города Брянска А.Я. Ковалевым и Главой муниципального образования «город Ижевск» А.А. Ушаковым.
Брянск - один из старейших русских городов - был основан в 985-м
году как славянское укрепленное поселение на правом берегу реки Десны.
Первоначальное название города - "Дебрянск" - связывают с окружающими
город "дебрями" - дремучими и труднопроходимыми лесами. Впервые
Брянск упоминается в Ипатьевской летописи в 1147-м году: в нем укрылся
Новгород-Северский князь Святослав Олегович. В это время город входил в состав
Черниговского княжества.
С 1252-го года город приобрел статус стольного города удельного Брянского
княжества, основанного в 1246-м году князем Романом Черниговским, перенесшим
сюда свою столицу из Чернигова, разоренного ханом Батыем. При нем Брянск стал
политическим, экономическим и духовным центром округи.
В 1356-м году Брянское княжество было захвачено великим княжеством Литовским,
под властью которого Брянск находился почти полтора века. Лишь в 1500-м году
русские войска овладели городом. В 1503-м году, после окончания войны Ивана III
с Литвой, северная часть Брянского княжества окончательно вошла в состав
Московского государства.
С этого времени Брянск становится важным городом-крепостью на юго-западных
рубежах государства. Тогда же, в XVI веке, на месте бывшего Брянского княжества
складывается Брянский уезд, управляемый воеводами.
В петровскую эпоху был издан ряд указов, направленных на подъем промышленности
и торговли в городе. Большую роль приобрела ежегодная ярмарка, проводимая у
стен Свенского монастыря, одна из крупнейших ярмарок России. В период
русско-шведской войны по приказу Петра I в городе была заложена корабельная
верфь, на которой строились суда Брянской флотилии для военных действий против
турок.
В 1778-м году Брянск становится уездным городом Орловской губернии со своим гербом, отмечающим его заслуги в производстве оружия и защите государства.
С 1870-х годов Брянск включается в промышленное развитие. В 1783-м году по указу Екатерины II началось строительство Брянского Арсенала, и уже к весне 1785-го года были отлиты первые пушки. Каждая четвертая пушка, находившаяся на вооружении русской армии в Отечественной войне 1812-го года, имела клеймо Брянского Арсенала. В городе также развивались канатопрядильное, табачное, кирпичное, лесопильное и мукомольное производства. Значительной была торговля лесом, пенькой, конопляным маслом, отправляемыми в Москву, к Рижскому и Петербургскому портам. К тому времени в городе насчитывалось более 13 тыс. жителей.
Со строительством в 1868-м году Орловско-Витебской железной дороги Брянск включается в транспортную сеть России. В 1873-м году в селе Бежица основан рельсопрокатный и железоделательный механический завод, который вскоре становится крупнейшим предприятием по изготовлению паровозов и вагонов.
После гражданской войны город ненадолго становится центром нового
территориального образования - Брянской губернии (1921-1929), после чего входит
в состав Западной, а затем Орловской области. В советский период город
вырастает в крупный промышленный центр страны. В 1931 году вступила в строй
Брянская ГРЭС, построенная по плану ГОЭЛРО.
Боевые действия в годы Великой Отечественной войны, оккупация (октябрь 1941
-сентябрь 1943 гг.) разрушили город. После войны восстановление началось с
машиностроительного (паровозостроительного) завода, который уже в 1946 г.
выпустил первый паровоз.
В 1944-м году Брянск становится областным центром и специальным постановлением
Советского правительства включается в число пятнадцати старейших русских
городов. Современный Брянск - крупный промышленный и культурный центр с почти
полумиллионным населением.
Информация с официального сайта Брянской городской администрации http://www.admin.bryansk.ru/.